20 ноября в Театре на Спасской состоялась уникальная премьера — продолжение спектакля «Я (не) уеду из Кирова». Это был первый и единственный показ, т. к. актеры, задействованные в постановке, скоро вновь покинут Киров. Редактор NaDasuge «Город» делится впечатлениями от увиденного.

 

 

В 2011 году, когда Театр на Спасской впервые показал «Я (не) уеду из Кирова», я училась на третьем курсе и тоже думала: уезжать или нет? Не уехала: испугалась больших перемен. Прошло пять лет, и герои спектакля вновь вышли на сцену. За это время актеры заметно повзрослели, изменился город, и, пожалуй, самое главное — изменились зрители, которые пришли в театр, чтобы увидеть возвращение одной из самых необычных постановок ТЮЗа.

«Циолковский и Грин уехали из Вятки в 16 лет. Сергей Киров в городе вообще никогда не был. Но почему-то ценят именно тех, кто уехал: в их честь названы улицы, памятники и достопримечательности», — недоумевает на сцене актер Илья Быков. С этих слов и начинается спектакль-рефлексия. Из 12 школьников, сыгравших самих себя в первом «Я (не) уеду из Кирова», почти все остались жить в Санкт-Петербурге, Москве или даже Абу-Даби. Символически покинув сцену с чемоданами в руках пять лет назад, многие из них вернулись в Киров всего на пару дней, и тоже символически — в спектакль.

На сцене все те же минималистичные декорации: экран и стулья. Только актеры теперь не в школьной форме, а в строгих брюках и пиджаках или сдержанных платьях. Разговоры героев друг с другом напоминают встречу выпускников: они вспоминают свой первый спектакль, делятся пережитым опытом, сравнивают реальность с планами. На протяжении всей постановки зритель по-новому узнает каждого из них. Костя пока не стал крупным чиновником, устроился юристом. Илья поступил на заочное отделение ГИТИСа, работает в кировском драмтеатре, Катя не осталась жить в столице, но вполне успешно учится в ярославском театральном… Самый откровенный и сильный монолог — у Никиты, который после института оказался в армии на Дальнем Востоке. Кто-то из героев первого спектакля вернулся в Киров, не найдя себя в другом, чужом городе. Но, кажется, никто их них не разочаровался в своем выборе. Именно эта надежда на лучшее и вера в себя в совокупности с ненавязчивым юмором и самоиронией в итоге и создали (не)спектаклю светлое настроение.


Фото: Ольга Демина

Однако в отличие от первой постановки, герои уже не задают риторических вопросов: «Почему у нас плохие дороги и грязные улицы?», «Какие люди нужны городу?, «Когда он определится с именем?». Если в 2011 году мы услышали ответ на вопрос: «Почему Киров — это город, в котором я не могу остаться?», в «возвращении» года 2016-го мы не узнаём, почему «Киров — это город, в который я не хочу вернуться?». Наверное, неслучайно в конце спектакля герои уходят в затемнение, а на поклон выходят под под песню группы «Ногу Свело» «Наши юные смешные голоса».

Для меня очевидно, что за последние пять лет Киров все-таки начал меняться. У нас появились бесплатные экскурсии об истории Вятки, активные горожане стали сами благоустраивать парки, защищать город от точечной застройки, контролировать ремонт дорог, ходить на публичные слушания и публичные лекции. Частично преобразились исторические улицы, а слово «провинция» перестало быть стыдным. Логично, что герои «Я (не) уеду из Кирова» могли не заметить этих изменений, ведь в Кирове они больше не живут.

Думаю, (не)спектакль на самом деле не об отношении к городу, он об отношении к с самому себе, к своему опыту, к решимости реализовать себя. Параллельно с рефлексией героев на сцене, идет и рефлексия в зале. Нельзя не задуматься о том, как за те же пять лет изменился ты сам. О чем мечтал в школьные годы? Почему ты здесь, а не там? И если здесь, то почему? Глядя на молодых амбициозных героев спектакля, хочется заново искать себя, наверстать упущенное. Но обязательно ли ради этого куда-то уезжать?

Александра Коробейникова

 

 

Фото в тизере: Ольга Демина
Фото на подложке: nadasuge.ru

 

Комментарии