Как часто вы ездите в поезде? Скорее всего, не очень, а может наоборот, и я ошибся с догадкой. У меня поезда и вокзалы вызывают чувства волнения, неважно еду я или кого-то провожаю. А часто ли вы видели во время своих поездок какие-то интересные сцены? Или может быть у ваших соседей по платцкарту разыгрывались нешуточные драмы прямо в вагоне у вас на глазах? Я не часто такое наблюдал, но мне нравится, то чувство непонятного, не всегда объяснимого, иногда грустного и странного волнения, которое я ощущаю в поездке или на вокзале. В кино, нашем отражении жизни, мы конечно чаще наблюдаем в декорациях поезда какие-либо напряженные или не очень, ситуации. Я предлагаю вам не слишком оригинальную подборку в плане жанров, но интересную в детальном плане. В каждой истории, с которой я бы хотел с вами поделиться фигурирует поезд. Смотрите и выбирайте свое кино из новой недельной пятерки фильмов.

 

Незнакомцы в поезде

Альфред Хичкок, 1951г.

strangers-on-a-train03.jpg

Они случайно знакомятся в поезде, профессиональный и успешный теннисист, которого гложут проблемы личной жизни и немного странный и обаятельный джентльмен. Случайный разговор, вскользь брошенные слова и вот один из них предлагает другому совершить за него какое-нибудь преступление, т.е. попросту поменяться убийствами. Таким образом, удастся отвести от себя подозрения и избежать наказания за содеянное. Все бы это осталось простым разговором, шуткой из разряда «а что если», но один из попутчиков не оставляет своего злого умысла и совершает жестокое преступление. Со своим фирменным, к месту и без излишеств черным юмором, Альфред Хичкок демонстрирует нам свою классическую работу, повлиявшую на множество кинематографистов мира. Без лишних эксперментов, строгая операторская работа акцентирует внимание на деталях в фильме, при чем делает это не нарочито, а постепенно, все больше вовлекая зрителя в происходящее. Хичкок хитро балансирует на двойной сюжетной линии с пострадавшим от убийства и убийцей. Он создает впечатление, что кто-то из них вот-вот попадется на полицейскую удочку и будет наказан. Но в самый последний момент, когда должна случиться кульминация, все обходиться и герои снова вступают в борьбу.

 

Поезда под пристальным наблюдением

Иржи Минцель, 1966г.

foto-creaturi-inspirate-din-jucariile-copilariei-expuse-de-un-francez-la-muzeul-de-arta_0.jpg

Знаменитый чешский фильм эпохи 60-х. Для чешского режиссера Иржи Минцеля эта работа стала, наверное, самой удачной, при том что была в числе его первых творений.

1944 год, часть Чехословакии оккупирована, приближается конец войны, близиться Восточный фронт. Главный герой картины молодой паренек, устраивается на железнодорожную станцию на стажировку. Жизнь на станции протекает рутинно и спокойно, как будто никакой войны и нет. Главный герой открывает для себя со своей работой новый взрослый мир, он впервые влюбляется, пытается завоевать авторитет среди старших коллег и всячески хочет ровняться на них, твердо, но спотыкаясь, идя к своей цели. Режиссер с иронией показывает взросление главного героя на фоне размеренной жизни станции, хоть и существующей в военное время, в этом фильме перемежаются горький смех и светлая грусть. Трагикомическая интонация проходит через весь фильм, с одной стороны мы видим ярко показанные бытовые сцены, с другой добрые понимающие чувства к простым людям, на которых так хочет ровняться юный главный герой. От бытовых «легких вопросов» автор картины переходит к размышлению о нелегкой судьбе Родины. При этом ведя повествование органично, не доводя его до абсурда.

 

Мечты о Калифорнии

Кристиан Немеску, 2007г.

movie19819.jpg

Здесь бы хотелось написать немного из истории вопроса. О появлении такого феномена, как румынское кино. Этот талантливый румынский фильм, единственный в фильмографии режиссера Немеску, который трагически погиб в возрасте 27 лет в автокатастрофе. Немеску был одним из плеяды молодых режиссеров из Румынии, штурмовавших престижные кинофестивали и получая благожелательные отзывы критиков. Это кино будет интересно не только для ярых фанатов или исследователей кино, но может быть любопытно и для простых обывателей. Итак, все больше и больше появлялось новых имен в румынском кино, и после недавно успокоившейся т.н. новой волны кино и как бы моды на нее, можно с уверенностью сказать, что в кинематографе появилось что-то вроде самородка, самодостаточное, яркое и возникшее как будто из ниоткуда. Ведь  кинематографическая школа до распада социалистического лагеря была слаба, вернее сказать ее не почти не было. Этот фильм расскажет печальную историю о несбывшихся надеждах одинокого начальника железнодорожной станции. Еще ребенком во время немецкой оккупации он мечтал, что приедут американские военные и спасут страну от нацистов, но родная Румыния оказывается под влиянием коммунистической идеологии. И вот спустя 53 года поезд с американскими военными проходит через железнодорожную станцию героя, чтобы добраться до Сербии для «миротворческой акции». Начальник станции намеренно задерживает поезд с военными. Ироничный показ американизации и влиянии Америки на другие страны, прощание с иллюзиями и ожесточение, наивная, но не надуманная любовная линия, все это в декорациях румынской глубинки, мечтающей о калифорнийском солнце.

 

Таинственный поезд

Джим Джармуш, 1989г.

Mistery-Train.jpg

Неспешный и определенно стильный фильм. Несколько историй объединенных общим местом. Японская пара бредившая Элвисом приезжает в его родной город и хочет пройтись по улицам где когда-то бродил Король и побывать в мемфисском музее Пресли. Где-то в этом же городе в отеле появляется призрак самого Элвиса, а троицу незадачливых жителей города ждут неожиданные события. Яркий цветовой фильм Джармуша после негласной трилогии роуд-муви. Джармуш укрепляет свой неспешный стиль и его героями по-прежнему становятся обычные люди в самых обыденных случаях. Даже элемент мистики, появление призрака в номере отеля, не добавляет цельной картине некоей фантастики. Все представляется, как должное, а персонажи как будто отстранены от произошедшего, все идет своим чередом. Неспешный, словно пешая прогулка под техасским солнцем, Таинственный поезд привезет вас в мир меланхоличный и размеренный киномир Джармуша.

 

Паровоз Генерал

Клайд Брукман / Бастер Китон, 1926г.

General_ultimate_DVD.jpg

И немного необычного классического, необычного в том плане, что оно из серии немых фильмов, что сейчас многим конечно же непривычно, но картина ставшая классикой смешна и по сей день. После своей премьеры в 1927 году фильм не имел успеха ни у публики, ни у критиков, второе дыхание открылось в 1962 году, когда фильм был признан одним из самых влиятельных и талантливых за всю историю кинематографа. В главных ролях снялся легенда немой комедии Бастер Китон. Он играет инженера-машиниста паровоза, которого не взяли в армию Конфедерации и из-за этого его возлюбленная перестает относиться к нему серьезно. Сам же герой расстраивается от сложившихся обстоятельств, но подворачивается случай совершить подвиг - армия северян угоняет родного “Генерала” с подружкой Китона на борту, со станции. Невозмутимый герой Бастера кидается в погоню за северянами, прямиком в тыл врага. Размашистая подача материала  не делает картину более серьезной, а наоборот рисует массу нелепых случайностей выделяя нерадивого, но доброго и чертовски везучего главного героя, иногда кажется, что герой Китона сам не знает, в какой он опасности находится, тем не менее удача всегда ему сопутствует, выставляя его оппонентов в дураках. И его герой с каменным лицом продолжает свою спасительную миссию. Эта одна из самых дорогих комедий раннего периода кинематографа рассмешит своей невозмутимостью, легкостью и вы полюбите Бастера Китона, комика, который никогда не улыбался.

Комментарии