Как часто вы задаётесь вопросом «Какое значение религия имеет в моей жизни?» Наверное, не так часто, как люди в древности. Несмотря на то, что религия снова начинает играть всё большую и большую роль в нашей жизни, многие из нас назвали бы себя скорее не очень религиозными людьми. Некоторые даже назвали бы себя атеистами.  Хоть мы и живём в светском обществе, при этом нельзя отрицать тот факт, что почти вся наша культура так или иначе имеет религиозные корни. В этой подборке мы приводим вам 5 фильмов, которые так или иначе исследуют некоторые аспекты христианства и показывают их в не очень привычном нам ключе.

 

Последнее искушение Христа (The Last Temptation of Christ)

1988 г., реж. Мартин Скорсезе

Все мы знаем историю Сына Человеческого, и что с ним произошло. Он прошёл через череду искушений и испытаний, был распят, а затем воскрес и вознёсся, чтобы стать мессией и спасти наши души. Всё это описано в четырёх канонических Евангелиях. Эта картина показывает Иисуса и его последователей совершенно земными: они ждали революции, а он принял ради них распятие. Но последние искушение невероятно сильно и показывает нам, что произошло, если бы Христос был освобождён от своей миссии: у него были бы семья, дети, дом, друзья и прочие мирские радости.

Невероятно скандальный фильм Мартина Скорсезе является экранизацией одноименного романа Никоса Казандзакиса. Он вызвал бурю религиозных споров и даже несколько раз снималсяв нашей стране с эфира, по причине оскорбления чувств верующих. Что довольно странно, ведь картина показывает сцены из Евангелия довольно иллюстративно и вполне традиционно по духу. Необычным кажется разве что образ Иуды, который в фильме представляется даже более ортодоксальным последователем христианства, нежели сам Иисус. Выбор актёров на главные роли тоже довольно интересен: Уиллем Дефо, чаще всего играющий подонков и отбросов общества, предстаёт в необычном для себя образе; но более интересным кажется выбор на роль Иуды любимого актёра Скорсезе — Харви Кейтеля, который между тем справился со своей работой более чем замечательно.

 

Голгофа (Calvary)

2013 г., реж. Джон Майкл МакДона

Отец Джеймс — католический священник. Хороший священник. Он служит в небольшом провинциальном городке и выслуживает исповеди. На одной из них, прихожанин сообщает ему, что подвергался многолетнему сексуальному насилию со стороны другого, уже покойного священнослужителя. Он делится с Джеймсом своими размышениями, что убийство плохого священника никто не заметит, а вот убийство хорошего вызовет общественный резонанс и заставит людей задуматься. Он даёт святому отцу неделю на то, чтобы привести в порядок свои дела. Священник, вместо того, чтобы идти в полицию или предпринимать какие то действия, препятсвующие этому, проживает отпущенный срок как обычно — пытается изменить жизнь своих прихожан к лучшему.

Фильм от ирландского режиссёра Джона Майкла МакДоны, который известен чёрной комедией «Однажды в Ирландии». Если бы «Голгофа» была снята в Голивуде, в ней вряд ли нашлось бы место юмору. Но мы же смотрим ирландский фильм. Тем не менее холодный, черный юмор этой картины не отвлекает нас от основной мысли фильма: где в нашем бездуховном мире найти место Богу? Перед нами религиозная драма о духовных ценностях и месте веры в жизни людей. Кино о человеке, который взвалил на себя тяжелую ношу наставления грешников на путь истиный, даже несмотря на то, что его цель можно назвать недостижимой.

 

Андрей Рублев

1966 г., реж. Андрей Тарковский

Фильм повествует нам о жизни великого русского иконописца Андрея Рублёва. Повествование, разделенное на 8 эпизодов, показывает нам период междуусобных войн на Руси с 1400 по 1423 годы глазами странствующего монаха Андрея Рублева.

«Андрей Рублёв» — один из самых известных и признанных фильмов Андрея Тарковского. Многие критики, как отечественные, так и зарубежные, также называют его одним из лучших произведений мирового кино. Хотя при этом сценарий, написанный ещё в 1964 году совместно с Андреем Кончаловским, многие искусствоведы и историки критиковали с точки зрения неточности в представлении о Руси конца XIV — начала XV века. Это не помешало картине стать великой, ведь это не иллюстрация жизни того времени. По словам самого Тарковского этот фильм, как и другие его ленты, — исповедь художника. Проиходящее показано иносказательно с точки зрения, в первую очередь, художника той эпохи, а уже потом — человека и гражданина.

 

Дневник сельского священника

1950 г., реж. Робер Брессон

Молодой священник получает приход в маленьком городке. Вот только местное сообщество не воспринимает его всерьёз, подвергая его веру и человеколюбие постоянным испытаниям и строя против него козни.

Ещё одно классическое произведение от классического режиссёра. По сути рассказывать, что происходит в картине бессмысленно. Брессона как будто самого не интересуют собственные персонажи, и он сам не знает, что с ними в дальнейшем произойдёт. Спокойный и бесстрастный закадровый голос рисует нам картину, которую мы через секунду видим на экране. Эта холодная беспристрастность расказчика отгораживает и его самого и зрителя от сопереживания. Автор просто повествует. Словно рассказывает так называемый «иллюстративный текст». Слушая, мы следим за развитием действия, а вот то, что мы видим, это — подтекст. Дневник священника, то есть его исповедь вводит нас в курс дела и формирует наше восприятие, благодаря чему мы начинаем следить за внутренним содержанием происходящего.

 

Я исповедуюсь (I Confess)

1953 г., реж. Альфред Хичкок

Отец Майкл Логан выслушивает исповедь убийцы, в которой тот признается в своём преступлении. При этом все улики указывают на то, что главный подозреваемый — сам священник. Но логан ничего не может поделать с этим, ведь сан священослужителя запрещает ему разглашать тайну исповеди даже ради того, чтобы оправдать самого себя.

После описанных выше тяжелых и довольно длинных по хронометражу картин, мы просто должны посоветовать вам что-нибудь более легкое и с криминальным уклоном. Триллер от признанного мастера Альфреда Хичкока (который уже не раз появлялся в наших подборках) не заставит вас заскучать. Тем не менее интрига и психологическая подоплека всё же не дают фильму отойти от драмы и скатиться в «бульварное чтиво». История показана многогранно и утончённо, и конечно же цепляет зрителя, не отпуская его до самого конца.

Комментарии