Символ дороги — один из древнейших символов в искусстве. Ещё с античных времён герои мифов и легенд странствовали из одной местности в другую, принося дисбаланс в сложившийся уклад общества. Образ странника был даже «канонизирован» в Библии. В кинематографе образ дороги всегда использовался довольно широко, хотя как жанр роуд-муви оформился только в конце 60-х, начале 70-х годов в Америке и максимальной популярности достиг там же. Мы же представляем вам подборку нетипичного дорожного кино, которое иногда отходит от устоявшихся традиций и даже переворачивает их на свой лад. Итак, 5 роуд-муви.

Земляничная поляна (Smultronstället)

1957 г., реж. Ингмар Бергман

Исаак Борг, 78-летний профессор из Стокгольма, получает докторскую степень. Он решает отправиться на вручение не на поезде, как все ему советуют, а на машине; вместе с ним отправляется жена его сына. По дороге они встречают интересных людей, посещают места юности, а сам профессор вспоминает прошлое и подводит итоги собственной жизни.

Тема путешествий в кинематографе затрагивалась всегда, ещё до зарождения так называемого жанра роуд-муви. Вот и шведский постановщик Ингмар Бергман обращается к этой теме в некоторых своих картинах. Проникновенный ностальгический фильм, пропитанный рассуждениями о жизни и её многочисленных хлопотах, о смерти, а так же о том, что имеет или не имеет смысл. Примечательно, что на момент съемок режиссёру было всего лишь 39 лет, но благодаря своему мастерству постановщика он смог с великолепной точность показать рассуждения старика, готовящегося к смерти.

 

Ложное движение (Falsche Bewegung)

1975 г., реж. Вим Вендерс

Молодой писатель отправляется в путешествие по Германии в лучших традициях битников. Он пытается искать вдохновение в любви, но не находит его, и движется дальше, постепенно уходя всё глубже в воспоминания послевоенной ФРГ, где молодёжь ведёт беседы о поэзии, а старики лезут в петлю.

«Ложное движение» по сути метафоричное название, повторяющееся в начале и в конце фильма, означает, что все попытки лихорадочно изменить свою жизнь или сбежать куда-то от проблем ведут в никуда, завершаясь там, откуда они и начались. Картина снята по мотивам романа «Годы учения Вильгельма Мейстера» Иоганна Вольфганга Гёте. Наряду с этим режиссёр переосмысливает проблемы «кинематографа некоммуникабельности» Микеланджело Антониони, погружая его в леймотив дороги, путешествия, бесцельного блуждания, при этом замедленного в несколько раз по сравнению с американскими роуд-муви.

 

Дикие сердцем (Wild at Heart)

1990 г., реж. Дэвид Линч

Главные герои, Сэйлор и Лула — типичные представители разбитного поколения. Они бросаются в отчаянные бега, спасаясь от убийц, нанятых безумной матерью Лулы, так как та считает, что её дочке не место рядом с сорвиголовой и преступником Сэйлором.

В 1990 году режиссёр Дэвид Линч познал двойной триумф — на американском телевидении вышел его знаменитый сериал Твин Пикс, впоследствии ставший культовым, а так же фильм «Дикие сердцем», отмеченный главной наградой Каннского кинофестиваля. Постановщик, не изменяя своей сюрреалистичной манере повествования, создаёт драйвовую лав-стори, соединенную с традициями роуд-муви, — два так любимых американцами жанра.

 

Более странно, чем в раю (Stranger Than Paradise)

1984 г., реж. Джим Джармуш

Уилли и Эдди — бездельники, играющие на тотализаторе. Они ничего не хотят менять, пока однажды в их мир не приезжает Ева — кузина Уилли из Венгрии. Друзья решают отправиться в Кливлент, штат Огайо, а в последствии во Флориду.

Сначала фильм был снят в виде короткометражки, которая потом вошла в оригинальную картину, как первая новелла «Новый свет». Через год были досняты ещё две новеллы «Один год спустя» и «Рай». Фильм представляет из себя экзистенциальную драму с фирменны черным юмором, выворачивающим наизнанку стандарты «дорожного кино» и американские киномифы, в которых главные герои странствуют в поисках «земли обетованной». Даже зимняя Флорида, представляющая в фильме рай, выглядит отчуждённо и пустынно, заставляя главных героев двигаться дальше, словно перекати поле, не зная покоя нигде и оставаясь чужероднее рая.

 

О, где же ты, брат? (O Brother, Where Art Thou?)

2000 г., реж. Джоэл Коэн, Итан Коэн

И напоследок музыкальная комедия от братьев Коэн. Мошенник Эверетт, приговорённый к каторжным работам, решает сбежать, на что он подговаривает ещё двоих заключенных. Он рассказывает им о запрятанном миллионе долларов, который они должны во что бы то ни было достать. И трое друзей отправляются в рискованное путешествие по американскому югу.

Фильм наполнен множеством отсылок к классической «Одиссее» Гомера (Главного героя, например, зовут Улисс; Эверетт —это его второе имя), а так же содержит в себе пародии на культовых американских персонажей времен Великой депрессии, когда и происходит его действие. Художественную ценность картины так же представляет то, что в нём была использована коррекция цвета, так как фильм был снят летом, и картинка получилась очень яркая, её пришлось полностью обрабатывать на компьютере. Другими словами, это первый фильм в истории Голивуда, полностью подверженный цифровой обработке. Выделяется так же работа Роджера Дикинса, одного из лучших американских операторов и постоянного коллеги братьев Коэн. В целом, фильм создаёт альтернативную вселенную американского юга, так называемую «страну мечты», наполненную как вымышленными, так и реальными персонажами.

Комментарии