«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», — сказал дедушка Ленин. Мы, конечно, знаем, что говорил он о задачах развития коммунистического кинематографа. Но несмотря на это, многие киноманы используют эту фразу как девиз.
В нашей первой подборке мы решили выбрать для вас фильмы, которые рассказывают нам о киноиндустрии. Многие из них срывают покровы с изящного лица кинематографа, и, если вы надеетесь стать актёром или, скажем, продюссером, после просмотра некоторых из этих фильмов можете задуматься, а нужно ли это вам… Итак, поехали: 5 фильмов о кино.

 

8 с половиной (8 ½)

1963 г., Фредерико Феллини

535.jpg

Фильм — классика итальянского и мирового кинематографа, а также группы «Сплин». Главного героя одной из их песен зовут Фредерико Феллини.
«8 с половиной» повествует нам о творческом кризисе режиссёра Гвидо Ансельми. После успеха его предыдущей картины продюсер даёт ему карт-бланш на создание нового фильма. Миллионы, потраченные на декорации, специально выписанные актёры из-за границы, дожидающиеся утверждения на роль, сценарист, готовый начать переписывать сценарий… Но Гвидо не готов приступить к съёмкам из-за того, что находится в творческом тупике. Он ищет вдохновения в женщинах, окружающих его, но терпит неудачи в любви и работе. Все вокруг торопят Гвидо, но его представление о картине не может сложиться в единое целое.
Самое главное, что стоить помнить зрителю при просмотре данной картины, — это слова, которые Феллини постоянно писал самому себе во время съёмок в качестве напоминания: «Опомнись, это комедия!» Если воспринимать фильм с данной точки зрения, то он может понравиться как ценителям авторского кино, так и не слишком искушённому в искусстве зрителю.
Ну и конечно же, немаловажную роль в художественной ценности фильма играют великолепный актер Марчелло Мастроянни и итальянский композитор Нино Рота, который впоследствии получил «Оскар» за музыку к «Крёстному отцу».
Фильм взял главный приз Московского международного кинофестиваля, а также «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

 

Жизнь в забвении (Living in Oblivion)

1994 г., Том ДиЧилло

9621.jpg

Думаете, снимать кино просто? А вот главному герою фильма так не кажется. Когда снимаешь малобюджетное кино, поневоле приходится сталкиваться с определёнными трудностями: аппаратура ломается, актёры не хотят работать, постоянно сбивается фокус камеры или в кадр попадает микрофон, на съёмочной площадке постоянно вспыхивают любовные интриги, а мужскую половину волнует всего один вопрос: когда же, наконец, будут снимать обнажёнку? Со всеми этими напастями справиться непросто, и неудивительно, что режиссёр фильма Ник постоянно выходит из себя.
Иронично то, что и сам фильм был снят за мизерный бюджет в 500 000 $, а актёры согласились играть в нём совершенно бесплатно. На главную роль претендовал тогда ещё малоизвестный Брэд Питт, но, к сожалению, не смог сняться из-за занятости в другом проекте. Был приглашён Стив Бушеми, известный в основном второплановыми ролями в фильмах Тарантино и Коэнов. С помощью этого фильма он смог показать, что может, и очень даже неплохо, сыграть главную роль. Режиссёром фильма является оператор ранних фильмов Джима Джармуша Том ДиЧилло, который известен своим документальным фильмом о группе «Doors». Кстати, в эпизодической роли злобного карлика появился тогда ещё неизвестный Питер Динклейдж.
Фильм завоевал приз за лучшую режиссуру на американском фестивале независимого кино «Сандэнс».

 

Бульвар Сансет (Sunset Blvd.)

1950 г., Билли Уайлдер

353.jpg

Ещё один классический фильм, на этот раз от голливудского постановщика и сценариста Билли Уайльдера, режиссёра таких картин, как «Квартира», «В джазе только девушки», «Двойная страховка».
Фильм открывает сцена с трупом в бассейне, после чего закадровый голос рассказывает, как он туда попал. Молодой сценарист Джо Гиллис не может найти себя в Голливуде. Студии ему отказывают, а кредиторы наступают на пятки. Однажды, во время поездки в никуда на своей машине, на бульваре Сансет у него лопается колесо, из-за чего он вынужден свернуть с дороги и заехать на ремонт в кажущийся заброшенным особняк. В особняке его ждёт сюрприз: его хозяйкой оказывается знаменитая в прошлом звезда немого кино Норма Дезмонд. Стареющая актриса отказывается принять то, что она уже забыта публикой и не востребована в современном кино. Она мечтает возродить былую славу, коротая дни за просмотром старых картин и написанием сценария к фильму про Саломею, заглавную роль в котором она собирается сыграть. Кроме неё, в доме проживает жуткий дворецкий Макс, который помогает в поддержании иллюзий, регулярно принося Дезмонд письма от мнимых поклонников.
Гиллис, у которого серьёзные проблемы с деньгами, соглашается на предложение Нормы жить на содержании в её доме и помогать с написанием сценария, постепенно всё сильнее отдавая себя во власть деспотичной звезды.
Фильм получился очень резонансным и вызвал противоречивые отзывы критиков. Несмотря на то что данная картина выдвигалась на «Оскар» в восьми номинациях и победила в трёх из них, некоторые критики обвиняли Уайльдера в том, что он опозорил киноиндустрию, которая его вскормила и воспитала, и что его нужно выгнать из киносообщества.
Режиссёр стремился доподлинно передать атмосферу упадка главной героини и её гостей, для этого он биографически сблизил героев с актёрами, играющими их. Так, например, роль дворецкого Макса исполнил великий режиссёр эпохи немого кино Эрих фон Штрогейм, а в эпизоде с игрой в бридж появился легендарный комик Бастер Китон.

 

Человек с бульвара Капуцинов

1987 г., Алла Сурикова

45463.jpg

Ну и конечно же, куда без отечественного кино. Фильм Аллы Суриковой, несмотря на своё априори неправильное название (в Париже есть бульвар Капуцинок, но никак нет бульвара Капуцинов), является одной из самых известных советских комедий и одной из лучших (и, к сожалению, одной из самых последних) ролей советского актёра Андрея Миронова. Фильм про зарождение кинематографа и про то, как кино может влиять на умы людей.
Главный герой, мистер Фёрст, приезжает в захолустный американский городок и открывает там первый в Америке кинотеатр. Он искренне верит в то, что кино может перевоспитать людей, которые на Диком Западе ведут довольно дикую жизнь: пьют, грабят, убивают; и действительно, его сеансы творят чудеса. Люди забрасывают походы в салун и церковь, забывают про пьяные драки и убийства. Вместо этого они ходят в кино. Фёрст пускает на сеансы даже женщин и индейцев, тем самым показывая, что кинематограф не подвержен предубеждениям по расовому и половому признаку. Однако некоторым людям не нравится, что народ стал часто захаживать в кино, и они решают убрать Фёрста с дороги. Для этого они нанимают бандитов, которые пытаются помешать Фёрсту показывать фильмы. Главному герою, конечно же, чудом удаётся избежать смерти. Но последующая идиллия длится недолго. Пока мистер Фёрст занимается своими делами, в городок приезжает мистер Сэконд, который показывает в своём кинотеатре только жестокие боевики и криминальные фильмы, что возвращает народ в пучину хаоса и насилия...

 

Артист (The Artist)

2011 г., Мишель Хазанавичус

539550.jpg

Фильм снят в эстетике немого кино и повествует нам об актёре Джордже Валентине, который на премьере своего последнего фильма случайно сталкивается с незнакомкой, и та роняет сумочку. Сконфуженная девушка соглашается сфотографироваться со звездой и безнадёжно влюбляется. Проходит несколько лет, и Валентин становится невостребован, тогда как его новая знакомая Пеппи Миллер набирает популярность в звуковом кино. После череды неудач: развода с женой, переезда в более дешёвое жилище, увольнение старого друга с должности камердинера — Валентин спивается и пытается сжечь свои старые фильмы, но в последний момент его спасает собака. Расстроенный и раненный Джордж попадает в больницу, откуда его забирает та самая девушка Пеппи, ставшая настоящей звездой кинематографа. С помощью неё герой справляется с депрессией и совершает триумфальное возвращение в мир кино.
«Артист» был назван многими критиками лучшим фильмом 2011 года и собрал множество наград, включая приз за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале, а также три премии «Золотой глобус» и пять премий «Оскар», среди которых три главных: за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль.
Помимо Жана Дюжардена и Беренис Бежо в главных ролях, в фильме снялись такие актёры, как Джон Гудман, Джеймс Кромуэлл, Малькольм МакДауэлл; а собачка Угги, сыгравшая питомца главного героя, получила даже специальную «пальму» для собак на Каннском кинофестивале.

Комментарии