В американском английском есть такое выражение to go West, которое означает не просто поехать на Запад, но и имеет другое значение, а именно – погибнуть или умереть. С начала девятнадцатого века многие переселенцы отправлялись вглубь Америки, кто-то в поисках золота, кто-то, чтобы обжить землю, и многие из них на собственной шкуре узнавали, что значит «отправиться на Запад». Конечно, показанный впоследствии в фильмах западный уклад отличался от того, каким он на самом деле был – образы многих бандитов романтизировались, а ковбои были показаны не обычными пастухами, а бьющими без промаха героями, которые и девушку из лап негодяев спасут и индейскую деревню от захватчиков защитят. Именно из-за того, что вестерны создали вокруг Дикого Запада романтический ореол беззакония, они так полюбились многим зрителям. Итак, теперь и мы с вами погрузимся в героический мир вестерна.

Дикая банда (The Wild Bunch)

1969 г., реж. Сэм Пекинпа

Этот фильм буквально вдохнул жизнь в американский вестерн, который в конце 60-х годов переживал сильнейший упадок, в основном, связанный с качеством выпускаемой кинопродукции, а также смог кое-что противопоставить итальянским постановщикам (прежде всего Серджио Леоне), создавшим в это время в Европе жанр «спагетти-вестерна». В отличие от сказочного повествования итальянских фильмов, картина Пекинпы не пытается переосмыслить жанр и внести в него какие-то сказочные, мистические мотивы. Наоборот, тут всё довольно реалистично и жестоко. Постаревшие бандиты, действующие уже не в золотое время Дикого Запада, а в начале XX века, в период Мексиканской революции, являются по сути последними ловцами удачи, планирующими финальное дерзкое ограбление, после которого уже смогут, наконец-то, уйти на покой. Но все же мы знаем, что ничем хорошим такие планы обычно не заканчиваются, и удачное по началу ограбление в итоге превращается в кровавую бойню.

Картина Сэма Пекинпы в своё время не вызвала сильного ажиотажа среди зрителей и критиков, но, как с таким кино и бывает, уже вскоре стала считаться одним из самых культовых фильмов жанра вестерн. Мастерская режиссёрская работа и поистине гениальный монтаж делают его ещё и одним из лучших голливудских фильмов вообще. И действительно, трудно не оценить великолепную постановку и широкий размах боевых сцен в сочетании с отличной операторской работой Лу Ломбардо. Если вы любите хороший, качественный вестерн, то эта картина определенно придётся вам по душе.

 

Однажды на Диком Западе (C'era una volta il West)

1968 г., реж. Серджио Леоне

Один из самых известных фильмов итальянского постановщика Серджио Леоне и один из самых лучших в жанре «спагетти-вестерн». Собственно, сам Леоне и является одним из основоположников жанра благодаря своим предыдущим картинам, а именно «долларовой трилогии» («За пригоршню долларов»,«На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой»). Мастерство Леоне убедило американцев, которые, разумеется, гордятся «новосветским» происхождением вестерна, что этот жанр можно в корне переосмыслить, добавить в него сказочности и эпичности повествования, при этом оставив всю необходимую суть. «Однажды на Диком Западе» является одним из самых зрелых фильмов режиссёра, который, кстати, мог и не появиться на свет. Дело в том, что Серджио Леоне уже тогда вынашивал идею своего следующего фильма «Однажды в Америке», который стал его opus magnum, но продюсеры настояли на том, чтобы он снял ещё один вестерн. Но в отличие от других режиссёров, которые снимают такие фильмы, как проходные – только ради галочки, Леоне подошёл к своему последнему вестерну с любовью и знанием жанра.

Сюжет, между тем, довольно обычный. Молодая вдова, мужа которой убили наёмные бандиты, работающие на бизнесмена, желающего проложить железную дорогу по местности, где расположен их дом, оказывается в опасности. Она отказывается продать землю и за ней начинает охотиться один из самых лучших стрелков Запада. На защиту вдовы неожиданно встают две интересные личности: беглый бандит Шайен и таинственный бродяга с губной гармошкой. «Мелодия смерти», которую на протяжении всего фильма играет последний, стала не только визитной карточкой фильма, но и всего жанра спагетти-вестерна.

 

Мертвец (Dead Man)

1995 г., реж. Джим Джармуш

Эта картина Джима Джармуша, одного из самых известных независимых американских постановщиков, в полной мере отражает суть выражения to go West. Меланхоличное, индифферентное путешествие словно погружает нас в летаргический сон вместе с героями, которые, как и во всех фильмах Джармуша, постоянно куда-то направляются, при этом оставаясь на месте. Ирреальность проплывающих на экране картин, напоминающих наркотические видения, дополняет гитарный саундтрек Нила Янга, который, одновременно, придает фильму тот необходимый американский колорит вестерновской истории. Поверить в происходящее довольно сложно, да оно и не нужно, от зрителя требует лишь погрузиться в картину, постепенно путешествуя вместе с главным героем по американским фронтирам конца XIX века.

Главный герой Уильям Блейк приезжает на Дикий Запад, где за его голову по воле злого случая назначается награда. Раненный в сердце, он попадает в компанию индейца по имени Никто, который его выхаживает. Он верит, что юноша – это английский поэт Уильям Блейк и стихи которого навсегда запали в душу индейцу. Вместе с ним Блейк проделывает путь от инфернального промышленного города, через дебри американского запада в пустынное индейское поселение, старейшина которого соглашается проводить главного героя в последний путь.

 

Непрощенный (Unforgiven)

1992 г., реж. Клинт Иствуд

Фильм Клинта Иствуда, по мнению многих, сумел возродить в американцах любовь к жанру вестерн. Несмотря на то что сам Иствуд прославился в первую очередь ролью Человека без имени в картинах итальянского постановщика Серджио Леоне, он всё-таки утверждал, что вестерн «наряду с блюзом и джазом, является одним из трёх чисто американских открытий в искусстве». Исходя из этого, он решил возродить этот жанр у себя на родине. Но Иствуд всё же не забыл своих учителей, одним из которых был Леоне, и в конце фильма «Непрощённый» вставил титр, посвящающий его Серджио Леоне и Дону Сигелу (картины которого тоже принесли Клинту немалую популярность).

Билл Манни, бывший бандит, резко изменился в лучшую сторону за девять лет брака со своей женой. После того как жена умерла, он остался в одиночку воспитывать двоих детей и вести хозяйство. Неожиданно ему предлагают убить двух ковбоев, которые порезали проститутку в городке со знаменательным названием Биг Виски. Манни, после раздумий, соглашается на предложение, даже больше не из-за денег, а из-за чувства справедливости. Именно нечто «непрощаемое», некие непреложные нравственные ценности заставляют главного героя вступить в борьбу с продажным шерифом городка по прозвищу Маленький Билл.

 

Ровно в полдень (High Noon)

1952 г., реж. Фред Циннеман

И напоследок вот вам настоящая классика жанра вестерн.

Шериф города Хэдливиль Уилл Кейн женится на прекрасной девушке и собирается уйти в отставку. Но прямо в день свадьбы он неожиданно узнает, что опасный преступник Фрэнк Миллер только что вышел из тюрьмы и направляется в город, чтобы поквитаться с Кейном, за то, что тот его посадил. Поезд прибывает на станцию ровно в полдень. По совету друзей, шериф вместе с женой сначала покидает город, но в итоге возвращается, чтобы дать Миллеру отпор. Жена не принимает такого выбора и говорит, что уедет из города одна на том же полуденном поезде. Оставшееся до полудня время Кейн ходит по городу, навещает старых друзей, у которых ищет помощи, и пытается найти хоть какое-то оружие.

Фильм Фреда Циннемана стал настолько популярным, что его напрямую цитируют многие режиссёры, снимающие в этом жанре, включая и всех вышеперечисленных. Глубина прорисовки персонажей и разворачивающихся событий, отличная операторская работа и великолепная финальная перестрелка делают этот фильм одним из самых великих голливудских творений. Говорить что-то ещё об этой картине бессмысленно, лучше просто посмотрите и убедитесь в этом сами.

Комментарии