1
В чём проблема?

С 1 января 2016 года в России — и, разумеется, в Кирове — начинает функционировать ЕГАИС — Единая государственная автоматизированная информационная система. Её цель — ликвидировать контрафактную — то есть поддельную — алкогольную продукцию на рынке. Однако производители, импортёры и продавцы сомневаются в том, что ЕГАИС сразу заработает «на ура» — и, вспоминая злосчастную систему «Платон», их подозрения небезосновательны. В связи с этим ходят слухи о возможных последствиях внедрения — например, что спиртное станет очень дорогим и дефицитным удовольствием.

 

 

2
Что такое ЕГАИС?

ЕГАИС — это информационная система, совмещённая с базой данных. С её помощью можно выяснить, что происходит с алкогольной продукцией, начиная с момента её производства и заканчивая её продажей в магазине. Это достигается с помощью специальных микрочипов, которые производитель прикрепляет к бутылкам. Если данные об этом товаре в базе данных отсутствуют, то он признаётся контрафактным, и ЕГАИС запрещает его продажу в конкретной торговой точке. Соответственно, все организации, продающие алкоголь, должны обзавестись специальным оборудованием и программами.

 

3
И как это скажется на магазинах, 
продающих алкоголь? Опять всё подорожает?
Зависит от размера торговой точки. Крупные сети и большие супермаркеты, такие как «Глобус», «Магнит» или «Пятёрочка», понесут дополнительные расходы — примерная стоимость внедрения ЕАГИС в торговую точку составляет около 100 000 рублей, поэтому цена на алкоголь увеличится, хотя и не в разы. Соответственно, небольшие и сельские магазины в большинстве своём такую сумму выделить не смогут, как не смогут и отказаться от продажи алкоголя — ведь это приносит им наибольшую часть прибыли. К тому же, для подключения системы нужен интернет, а на просторах нашей необъятной родины он есть далеко не везде. Все эти факторы могут привести к закрытию малых торговых точек.

 

4
А что насчёт дефицита спиртного 
на Новогодние праздники? Он будет?

Нет, не будет. Пока что к системе подключают производителей и оптовые компании. В розницу алкоголь будет продаваться по действующим сейчас законам и тарифам вплоть до лета 2016 года. К тому же перед такими крупными праздниками на склады всегда поставляют дополнительные поставки.

А вот в дальнейшем количество алкогольной продукции может снизиться. Сейчас минимальная цена за «легальную» бутылку водки — 185 рублей, продажи падают, а мелкие производители спиртной продукции вынуждены закрываться из-за нерентабельности, либо искать пути обхода, изготавливая контрафактную продукцию. Естественно, что с появлением ЕАГИС часть контрафактного алкоголя будет изъята из оборота.

 

5
Почему систему вводят сейчас?

Вообще, попытки внедрить ЕГАИС в российский рынок алкоголя предпринимаются государством с 2006 года — но тогда её признали несовершенной и несущей существенные убытки как для производителей, так и для импортёров спиртного. С тех пор система постоянно дорабатывалась, и теперь власти решили повторить попытку.

Официальная версия для обоснования нововведений — забота правительства о здоровье своих граждан. Но, скорее всего, дело в том, что в последнее время из-за большого распространения контрафактного алкоголя —по причинам, изложенным выше — государство недополучает значительные суммы денег.

Если цена на спиртное и дальше будет расти, то это приведёт к разрастанию чёрного рынка, несмотря на попытку контроля с помощью системы ЕГАИС. Поэтому стоит помнить о том, что за качество поддельного алкоголя никто не проверяет, поэтому в лучшем случае вы получите изменённый вкус, не соответствующий оригиналу, а в худшем — отравитесь, возможно даже с летальным исходом.

 

6
А как отличить контрафактный алкоголь от
настоящего?

Во-первых, стоит обратить внимание на цену: чем алкоголь дешевле, тем выше вероятность, что он является подделкой. Пол литра водки по цене меньше, чем 185 рублей — это вообще противозаконно.

Часто контрафактом является популярная и относительно дорогая выпивка: виски, текила, коньяк. Здесь стоит присмотреться к бутылке — у оригинальной продукции она обычно более тонкой работы: имеет рельефные изображения и ровно наклеенные этикетки, позолоченные окантовки, оригинальную форму крышек и мелкие надписи.

 

Комментарии