Привычная картина: пара десятков людей неторопливо сдают верхнюю одежду в гардероб, направляются в сторону бара за попкорном и колой, отдают билеты контроллёру и устраиваются поудобнее в мягком кресле, чтобы увидеть новый боевик с Джейсеном Стетхемом или очередной крестовый поход Ди Каприо за Оскаром. Однако мало кто из них знает, каким образом вся эта цепочка событий стала возможной и что происходит в кинотеатрах за закрытми дверями с табличкой «Только для сотрудников». А происходит там много чего интересного. Мы попробовали разобраться как кинотеатры выбирают фильмы, ставят их в кинозалах и управляются с техникой.

 

 

Прокатная политика 



Как правило, кинотеатр не связывается с киностудией напрямую, поэтому необходим дистрибьютор, кинопрокатная компания-посредник, которая покупает права на фильм и ответственна за его распространение. Дистрибьюторы закупают права на фильм у киностудий, среди которых существуют мейджоры, рынкообразующие компании, которые поставляют на рынок буквально 90% фильмов: Walt Disney, Sony Pictures, Fox, Universal Pictures, Warner Brothers, Paramount.

Прежде чем отправлять фильм в кинотеатр, прокатная компания получает прокатное удостоверение от Министерства культуры. Чиновники отсматривают каждый фильм и определяют возрастное ограничение фильма и жанровую принадлежность. 

Что касается отбора фильмов кинотеатром, то здесь главная работа проходит на кинорынках. В России они проходят четыре раза в год: два раза в Москве, один раз в Санкт-Петербурге и один раз в Сочи, совместно с фестивалем «Кинотавр». Задача дистрибьютора заключается в том, чтобы презентовать фильм наилучшим образом. В этом случае фильм возьмут в прокат много кинотеатров, и он получит широкое растространение и, соотвественно, принесет необходимую прибыль. Задача кинотеатров — выбрать продукт, который будет интересен зрителю.

Кинорынок представляет собой деловую площадку с большим количеством стендов с фильмами. Именно там ведутся переговоры с представителями прокатных компаний, проводятся презентации фильмов. Иногда там демонстрируют готовые картины, которые на экранах появится лишь спустя несколько месяцев.

Мепроприятие проходит менее недели — около четырёх дней. Представители кинотеатров курсируют от презентации к презентации в попытках составить необходимое впечатление о картинах, с которыми им впоследствии предстоит работать.

Но при переговорах могут возникнуть сложности. Прокатная компания, как правило, на каждый фильм устанавливает определённые условия, которые варьируются в зависимости от вместительности кинотеатра и количества залов в нём. В однозальном кинотеатре прокатчик может попросить поставить три сеанса нужного фильма, а в семизальном— десять. Это называется формат проката. 

Проблемы могут возникнуть и с датой проката. К примеру, в Новый год буквально все дистрибьюторы стремятся поставить свой фильм в прокат, так как в это время года практически поход в кино пользуется большим спросом. В этом заключается искусство кинотеатров: получить как можно больше нужных качественных фильмов и одновременно ни с кем не испортить отношения. 

На выбор фильма влияет и концепция кинотеатра. Руководство анализирует сборы и прогнозирует, на что пойдет зритель. Поэтому разные кинотеатры выбирают разные фильмы в зависимости от того, на какую аудиторию они ориентированы. Если на блокбастеры пользуются спросом везде, то, хорроры или мультфильмы могут собирать приличную аудиторию в одном месте и всего лишь пару человек в другом.

 

 

Техническая составляющая

Раньше кино прокатывалось в плёнке и сложности начинались уже с доставки фильмокопий в силу их большого размера. Перед сеансом киномеханику приходилось проделывать продолжительную подготовительную работу: резать и склеивать плёнку, наматывать её на бобины, специальные катушки. 


Инструмент для склеивания плёнки

Процесс показа фильма происходил таким образом: использовались два киноаппарата, после окончания первой части фильма киномеханику нужно было вовремя сделать переход. Для этого были придуманы специальные визуальные сигналы окончания части фильма — маленькие точки в углу экрана, «сигаретный ожог», как их называют сами киномеханики.  Таких сигналов было два: первый говорил о том, что вот-вот закончится первая часть, когда появлялся второй, киномеханик включал второй проектор и запускал переключение плёнки. Делалось это незаметно для зрителя. Случалось и так, что механик ошибался, и после первой части фильма продолжался показ совершенно другого кино. 

С развитием технологий оборудование перешло в цифровой формат. Теперь фильмы поставляются в цифровом виде — на винчестере или же через спутниковое оборудование.


Жёсткий диск с фильмом

Действует специальная система контроля. К каждому проектору прикреплён свой сервер, который, в свою очередь, закреплён за кинотеатром. Фильмы на винчестерах тоже зашифрованы, поэтому открыть их на другом компьютере вряд ли получится. Чтобы запустить этот фильм, нужен эксклюзивный электронный ключ, который пишется специально под нужный киносервер. 

К примеру, если кинотеатр заключил договор с кинопрокатной компанией на две недели, этот ключ будет сделан только для этого кинотеатра, на выбранный зал и только на срок в 14 дней. Однако на этом этапе технологическое развитие не остановилось и теперь  практически весь контент загружается через интернет. Для этого в аппаратной кинотеатра стоят специальные спутниковые установки.


Спутниковое оборудование (вверху), сервер (внизу)

Средний фильм занимает около 100 гигабайт свободного места. В закодированном формате он поступает на спутниковое оборудование и затем перенаправляется на местный сервер. Если фильм привозят на винчестерах, как правило, это жёсткие диски объёмом в один терабайт, то в конструкции сервера для них предусмотрет специальный отсек, куда они и подключаются.

С сервера фильм передаётся непосредственно на кинопроектор, который расположен в центре аппаратной. Одно из главных его отличий от стандартного проектора —  dlp-матрица, технология, которая позволяет показывать картинку в высоком разрешении (2К, 4К). Работает это так: свет поступает на dmd-чипы, которые состоят из множества маленьких зеркал. Каждое такое зеркало представляет собой один пиксель в проецируемом изображении. При подаче на них света в определённом порядке они образуют нужную цветовую палитру. Затем изображение через объектив выводится на экран в зале. 


Интерфейс управления проектором старого поколения

Важна и яркость встроенной лампы. Чем дальше проектор расположен от экрана, тем больше происходит потеря яркости. Поэтому используются ксеноновые лампы с мощным световым потоком. Это дорогостоящие лампы, которые, к тому же, имеют ограниченный ресурс работы, поэтому их приходится постоянно докупать.

В разных кинотеатрах сети проекторы отличаются друг от друга. В «Смене» стоят два проектора «Barco» и один «Christie». В «Дружбе» это «Christie», в «Октябре» — «Nec». Отличаются они друг от друга главным образом тем, что в них можно устанавливать лампы различной мощности. Чем больше размер зала, тем мощнее нужна лампа.


Рабочее место киномеханика

Если раньше на каждый зал был нужен киномеханик, то теперь этого не требуется. В сети кинотеатров стоит система автоматизации, которая позволяет киномеханику управлять тремя кинотеатрами из одной аппаратной. А в скором времени он сможет делать это и удалённо, причём доступ к системе управления может осуществляться даже с мобильного устройства. Основной центр управления находится в кинотеатре «Смена». При дистанционном управлении оборудованием создаётся удаленное подключение к местному компьютеру. Поэтому управление всеми залами кинотеатров может осуществляться из любого места, где есть интернет.

 

Комментарии