В январе в Кировский драматический театр приехал Константин Солдатов. Когда-то он работал в Москве и Калуге, а теперь покоряет Киров.
Новый главный режиссер Драмтеатра рассказал Nadasuge.ru. о планах, развитии, кировской погоде и сайте «Вконтакте» .

— Какие у вас впечатления от Кирова, от горожан?

Город мне показался интересным. У него очень богатая история. Я поездил по стране, был в разных местах, и понял, что у каждого города есть свое лицо. В случае с Кировом, лицо — его жители. На что обратил внимание — кировчане достаточно быстро переходят на «ты». В Москве не так. Москва это совершенно другое. Это скопление, это мегаполис. Если сравнивать с Калугой, то мне кажется, что там более закрытые люди. Они не вступают в прямой контакт. А здесь это есть. Для меня это удивительно, мне это нравится.

— Что насчет погоды?

Вообще, я родился в городе Баку, так что я человек южный, человек с Кавказа. К морозам никак не хочу привыкать. То, что я продвинулся северней Калуги или Москвы — для меня, конечно, стрессовая ситуация. Я боялся, что приеду и будут сильные холода, но с этим все нормально пока.

— Вы уже успели погулять по Кирову, так что расскажите, что показалось вам интересным? Может запомнились какие то определенные заведения - музеи, кафе, парки?

Мне показалось, что в городе очень много кафешек, достаточно стильных, модных, рассчитанных на молодежь. Я даже был удивлен такому количеству. Что касается тех мест, которые притягивают мое внимание, то это, конечно же, Художественный музей, библиотека имени Герцена и Александровский парк.

— Предыдущий режиссер отработал тут всего лишь год, с ним не стали продлевать контракт. У вас долгосрочные планы на наш Драмтеатр?

У меня заключен краткосрочный контракт на первое время, потому что мы сейчас договариваемся как будем дальше работать. А потом, если все сложится, если мы договоримся, то тогда, конечно, речь пойдет о долгосрочном договоре.

— То есть сейчас вы смотрите на театр, а театр смотрит на вас?

Конечно, и ко мне присматриваются и я тоже пытаюсь понять, как взаимодействовать с коллективом.

— Успели ли вы ознакомиться с репертуаром Драматического и других театров?

Можно я коротко отвечу? Да!

— Как охарактеризуете их?

Например, в «Театре на Спасской» очень разнообразный, разноплановый репертуар. Но у театра хорошие ресурсы, и можно придумать как развить репертуар дальше. Есть уже проекты на ближайшие месяцы. У меня премьера намечена на конец марта, с завтрашнего дня я приступаю к работе.
Помимо этого, у нас 29 января — премьера спектакля «Божье дерево» по рассказу Андрея Платонова.
Над спектаклем работает постановочная группа из Санкт-Петербурга (режиссер Антон Оконешников и художник Елена Жукова). А что самое удивительное — они привезли деньги на постановку этого спектакля. То есть они приехали сами — интересные, талантливые — и привезли грант, который был выделен Министерством культуры РФ. Мы кстати об этом не говорим, а надо все время повторять, что «при поддержке Министерства культуры». Это очень важно, это значимо, это тот самый дополнительный ресурс, который мы можем привлекать.

— Вы считаете репертуар драма не таким интересным. По вашему мнению на кого он рассчитан? Что бы вы оставили, а что изменили?

Дело даже не в том, на кого он рассчитан, просто здесь преобладают спектакли комедийного жанра.  Классика, конечно, тоже присутствует, но в процентном соотношении она проигрывает комедиям. Также, мне кажется, стоило бы расширить детский репертуар - ставить его и на большой и на малой сценах. Нужно найти баланс между классикой, современными пьесами, которые тоже должны быть в театре, комедиями, которых огромное количество в репертуаре, и детскими спектаклями.  

— Сейчас в Драмтеатре представлены в основном проверенная классика, вроде Островского и Чехова, либо бытовые постановки как «Обед из трех блюд + салат со скандалом». Собираетесь ли вы ставить что-то современное и новаторское, как «Собаки-якудза» в ТЮЗе?

Да, но со временем. Я не буду с этого начинать. У меня достаточно традиционный материал, на данный момент. Работа должна выстраиваться спокойно, постепенно, нельзя сразу брать что-то радикальное, ультрасовременное. Хотя в планах у меня стоят пьесы современных авторов. Мне это интересно. Есть масса современных драматургов, с которыми хотелось бы поработать - Дмитрий Богославский, Павел Пряжко, Юлия Тупикина, Валерий Шергин, Юрий Клавдиев, Михаил и Вячеслав Дурненковы. Не только режиссеры, но и драматурги проводят мастер-классы, лаборатории, драматургические в том числе. И я думаю молодым ребятам в Кирове, или уже не молодым, но пишущим, будет это интересно.
Но это сейчас пока в долгосрочных планах, в ближайшее время мы не сможем этим заниматься.

— О ваших предпочтениях: у вас современные вкусы или же больше тяготеете к классике?

У меня очень много спектаклей по пьесам современных авторов. Но, помимо этого, у меня достаточно постановок и по классическим произведениям. В моем послужном списке есть спектакли «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Таня» Арбузова, «Дракон» Шварца. Что касается современной драматургии, то это, например, «Экспонаты» Дурненкова, «Калека с острова Инишмаан» МакДонаха, «ОбломOff» Угарова. Очень запомнилась работа над спектаклем по пьесе Эрдмана «Самоубийца», это начало ХХ-го века.
Мне интересен текст, который может раскрыть мои возможности как режиссера и возможности актеров. Поэтому нельзя определенно сказать тяготею я к современным авторам или к классическим произведениям.

— Вы уже встречались с актерами труппы?

Мы встречались с труппой уже три раза. В первый раз меня представляли, второй раз мы совещались по поводу текущих моментов. Также на втором сборе я предложил артистам поучаствовать в создании актерской базы. Мы записали видеоролики, и вот сейчас я их обрабатываю. А на третьем сборе я запустил работу по пьесе Вампилова «Старший сын». Премьера состоится в конце марта. Мы уже провели читку с артистами. Кстати, композитором в спектакле будет Евгений Шишкин. Он работает осветителем в театре, но недавно я, совершенно случайно, выяснил, что он пишет интересную музыку. Она очень современная, неординарная, объемная - может стать чудесным музыкальным оформлением спектакля.

— То есть на вашем представлении никто не встал и не ушел, как в случае с бывшим главрежем, Юрием Ардашевым?

А вставали и уходили? Нет, такого не случилось. Но в театре бывает всякое. Мы не застрахованы. Но, по крайней мере, сейчас возникает конструктивный диалог. Есть задача, есть способы решения.

— Планируются ли мероприятия для молодых людей Кирова?

Да, безусловно. Нужно будет наладить обратную связь. Сейчас есть зритель, который уже ходит в театр, и есть те, кто, по тем или иным причинам, не ходит. Нам нужно понять почему так происходит. Основная идея — создать мультикультурный центр на базе театра. Мы хотим создать ряд спектаклей и мероприятий, которые смогут заинтересовать разную публику. Мы себя на данный момент не ограничиваем ни в чем. Будем пробовать, ошибаться, останавливаться, корректировать, анализировать. Есть понимание как это делать, осталось только найти дополнительное финансирование и поддержку министерства.

— Что насчет публичных обсуждений постановок?

Мне это очень интересно. Через эти обсуждения идет понимание не только зрителя, но и тех, кто работает в театре. Вот эта обратная связь необходима. К сожалению, так получается, что театр — это такое большое монументальное здание, и некоторые даже боятся заходить в него, потому что им кажется, что здесь какие-то странные, неестественные существа. А мы все живые, мы все хотим развиваться и делать что-то интересное. Поэтому вот эти диалоги необходимы. Я еще не знаю на каком спектакле это произойдет. Может быть на основе Платонова «Божье дерево».

— То есть совсем скоро?

Да, устроим мы это совсем скоро. Еще я очень хочу сделать с артистами квест по театру. Что это такое: вот раньше по театру были экскурсии. Людей приводили, рассказывали что к чему. Ведь театр это огромное здание, целый музей. У нас можно сделать квест. Увлекательный, познавательный, для детей, для взрослых и для молодежи. Мы могли бы провести людей через разные уровни, скажем, как в компьютерной игре. Вот такая задача, такая мечта.

— А молодых режиссеров привлекать к работе собираетесь?

Собираемся. Нужно звать их к нам на постановки. Находить точки соприкосновения. Я думаю в ближайшее время мы сформулируем предложение для молодых режиссеров и создадим им все условия, чтобы они здесь могли  реализовать свои замыслы Я говорю о выпускниках режиссерского факультета театральных ВУЗов. Им надо сделать дипломную работу в профессиональном театре и мы готовы подключиться. Нас интересует Санкт-Петербург, нас интересует Москва.

— Как вы общаетесь со зрителем, как понимаете чего он хочет?

Это сложный процесс. Я думаю проще всего это определить по количеству билетов, купленных на тот или иной спектакль. Если зритель приходит — значит мы попадаем в точку. Если нет — значит надо что то менять. Я не скажу что это всегда так работает. Также в театре есть книга отзывов и предложений, но и она не сможет передать всей информации о впечатлениях зрителей. Там, как правило, пишут «нравится» или «не нравится». 
Еще было бы неплохо скооперироваться со студентами социально-гуманитарного факультета и провести исследование. Например, на протяжении всего сезона собирать мнения зрителей о том, что бы они хотели увидеть, чего ожидают от театра, чего им не хватает.

— У театра есть страничка «Вконтакте». Вы ее просматриваете?

Да, конечно. Заполняю информацией периодически, хожу по театру, интересное фотографирую, а затем выкладываю в сеть.

— То есть вы активно участвуете в жизни театра и в соц. сетях?

Да-да, именно. Но если говорить об официальном сайте Драмтеатра, то с ним надо еще поработать. Надо сделать его понятнее, потому что даже я иногда на нем теряюсь. Это большая и сложная работа — все систематизировать и сделать удобным.

— И последний вопрос: кто является для вас творческим ориентиром?

Я могу назвать ряд фамилий, за творчеством которых я слежу постоянно: Юрий Бутусов, Андрей Могучий, Кирилл Серебрянников, Лев Додин, Юрий Погребничко. И, конечно же, моим ориентиром многие годы был Петр Наумович Фоменко. Я в свое время ходил в его "Мастерскую" и знаком со многими, кто у него учился.

Таким образом, можно сделать вывод, что наш Драматический театр ожидают постепенные, но значительные перемены. Возможно, изменятся отношения со зрителем, подход к выбору постановок. Театр станет более открытым, доступным и понятным для всех, кто пожелает познакомиться с ним поближе. По крайней мере, на это можно надеяться.

 

Комментарии