В 2016-м виниловые пластники кажутся архаичным объектом. Однако сегодня такие диски представляют растущий, возрождающийся рынок. Согласно последнему отчету Official Charts Company, в 2015 году продажи виниловых пластинок в Великобритании перевалили за 1 миллион впервые с 1996 года. На момент публикации отчета рост составил 56.3%. В московских магазинах вроде «Республики» вовсю продают вертушки, диски с новыми хитами и щеточки для очистки звуковых дорожек от пыли.

Стоит отметить, что на виниле люди коллекционируют только лучшую, вечную музыку. А такой принято делиться.

Возможно, руководствуясь этим негласным правилом, искушенные в вопросах коллекционирования пластинок люди время от времени устраивают в баре Chepay аналоговые вечеринки по названием Dizzy Shake. Как они говорят, это танцы под музыку, за которую не стыдно и через пять лет и через двадцать, потому что она уже прошла проверку временем. А если даже не временем, то человеком, который готов охотиться за этой музыкой в магазинах и на аукционах, а не в «контакте» и на торрентах.

Мы попопросили каждого из них поставить 3 своих любимых плстинки и рассказать истории, которые с ними связаны. Наш третий гость – Константин Рякин.

 

 

Три любимые пластинки выбрать очень сложно: нелюбимые в коллекцию редко попадают и долго не задерживаются. Именно поэтому если вы видите человека, который ставит музыку с винила, в одном можете быть уверены точно – он с вами честен. Так что я не буду составлять нумерованный список, интернет и так ими полон, пусть это будет просто ряд историй. 

 

 

Пластинка не имеет цены

Это не значит, что она в прямом смысле слова бесценна – среднюю цену вывести можно всегда. Но противоречия сразу же возникают, если заговорить о том, что называется soviet groove. Благодаря таким вещам формируется уникальность коллекции – что может быть лучше музыки мирового уровня с крепким национальным характером? Именно так я бы и описал Мурада Кажлаева, советского композитора, однажды исключенного из консерватории за увлечение неакадемическими жанрами. К моменту, когда винил массово выкидывали, я опоздал лет на пятнадцать, поэтому, полюбив исполнителя, мне оставалось только, посматривая на discogs.com и кусая локти, готовиться к тому, чтобы выложить за него 20 евро. Дело спас друг семьи, с которым было достаточно поговорить о моем увлечении и о том, что он слушал в молодости. Он с радостью подарил пластинку, а теперь я ни за что не готов ее продать: ценника как не было, так и нет. Синий винил десятки лет ждал на полке, чтобы доказать – за экзотикой далеко ехать не надо. 
 

 

 

Винил приводит в чувство

Музыки становится все больше, а вместить ее в сердце все сложнее: я думаю, всему виной доступность. То ли дело пластинка – долгие поиски заставляют ждать извещения от почты, как когда-то люди ждали писем от близких. Тут вообще неизбежен уклон в «когда-то» – современные пластинки не назвать доступными, а когда-то тиражи были действительно массовыми. Из-за этого все сильнее углубляешься в ретро, но за что я это ретро люблю, так за прорывную энергию, которая, конечно, встречается и сейчас, но не в таком количестве и даже качестве. Вот, к примеру, немецкая группа Can, альбом 72-го года Ege bamyasi. Японский хиппи, буквально подобранный на улицах Мюнхена, вопит на ломаном английском первое, что придет в голову. Бывший джазовый барабанщик, возненавидевший отсутствие ритма в модном тогда фри-джазе, выдает такой грув, что его отголоски донеслись до самых разных наших современников – от Radiohead до Канье Уэста. Басист неустанно записывает эти импровизации, обрезает и склеивает пленки. Они все чувствуют, что перешли какую-то очень важную грань и зовут перейти ее вместе с ними. А что касается предлогов к такому путешествию, так они могут быть самыми простыми – представьте, например, что кто-то теряет свою аскорбинку. 

 

 

Оставьте музыке место

Но переместимся на 40 лет вперед. Альбом Alt-j An Awesome Wve мне подарил мой хороший друг, барабанщик группы Trust inc. На них Alt-j оказали огромное влияние, и то, как заворожено группа слушала пластинку, убедило меня: винил сейчас, пожалуй, еще нужнее людям, чем раньше. В то время, как гаджеты становятся все сложнее, для простых удовольствий не остается пространства, прослушивание музыки встает в один ряд с работой и будничным трепом. По степени прямоты контакта винил уделывают только концерты, по степени уединенности с музыкой – ничего. Так что скорее совершайте набеги на бабушкины дачи, балконы родственников и кладовые знакомых, а если я вас все еще не убедил, то хотя бы просто послушайте что-нибудь хорошее.

Комментарии