Афиша Места Город Фотоотчеты
КИРОВ

Детская студия развития «Дорожка к школе»

Случай в поезде

        Поездка в Санкт-Петербург пополнила копилку моих наблюдений.
        В поезде ехала семья: мама, папа, сын-первоклассник. Какое-то время они спали, потом пообедали. Затем мальчик взял ручку, бумагу и захотел порешать примеры. Его желание сильно меня удивило и заставило обратить внимание на эту семью. К сыну присоединился папа. Его участие в этом процессе ещё больше заинтересовало меня. Я стала слушать и наблюдать.
        Папа предлагал сыну достаточно сложные примеры сверх школьной программы, мальчик старался их решить. Если у него не получалось, папа крайне спокойно и терпеливо объяснял сыну решение. Папа смело использовал в речи математические термины и выражения: «сумма», «слагаемое», «десятки»,«сотни», «единицы», «проводи операции поразрядно» и т. д.
        Мальчик в какой-то момент устал, сказал, что не хочет. Тогда включилась мама: «Сынок, нужно доделать. Нехорошо оставлять незаконченную работу!» Мальчик согласился. Папа подбадривал:«Сосчитай то, что можешь, остальное вместе разберём. Не страшно, если не получится, ты же ещё учишься».
        Потом мальчик начал писать слова. Папа продиктовал слово «отдых». Мальчик долго не мог сообразить, как его написать. Папа начал рассказывать: «Слово «отдых» образовалось от слова «отдышаться»,например, от быстрого бега. «От» - приставка, «дых» - корень (дыхание)». Потом мальчик стал писать слово «пасёт». Мама продиктовала: «по-сёт». Папа тут же поправил: «па-сёт», «пась-ба».
        Я очень порадовалась образованности, терпению папы и умению обоих родителей прислушиваться друг к другу и действовать сообща (в команде).
        В какой-то момент мама попросила сына помочь ей убрать со стола. Мальчик играл и не обратил внимания на просьбу мамы. Папа тут же отреагировал. Он сказал тихо, вполголоса: «Ты слышал, мама просила ей помочь?» Мальчик предпринял робкую попытку покапризничать: «Я хочу поиграть!» Но папа был непреклонен и тихим голосом сказал: «Помоги маме». Тут же мальчик всё выполнил, и папа продолжил беседовать и играть с сыном.
        Хочется разобрать последнюю ситуацию подробно, так как родители поступили здесь очень мудро.
        Мама привлекла сына к уборке. Она воспользовалась возникшей ситуацией для воспитания самостоятельности и трудолюбия у сына, понимания того, что маме нужно помогать.
        Папа заметил, что сын не выполнил просьбу мамы, и поддержал требование супруги – продемонстрировал единство требований мамы и папы.
        Затем, не обращая внимания на капризы ребёнка, спокойно настоял на выполнении просьбы и проконтролировал действия мальчика, то есть продемонстрировал последовательность в воспитании.
        В итоге, за выполнение просьбы родителей мальчик получил самую лучшую награду – безраздельное внимание отца.
Чему научит мальчика этот эпизод?

  • Родительское слово нужно уважать.
  • Требования и просьбы каждого из родителей одинаково важны, так как мама и папа заодно.
  • Требования и просьбы нужно выполнять всегда, так как результат обязательно будет проверен кем-то из родителей. Сделаешь плохо – придётся переделывать. То есть любое дело нужно качественно доводить до конца (вспомните ситуацию с примерами).
  • За свой труд я получу самую лучшую из возможных наград – внимание мамы или папы. Заметьте! Не деньги и не многочисленные подарки служат наилучшей наградой для ребёнка, а родительское внимание!

        Начните воплощать эти принципы в жизнь, не отступайте от выбранного пути, даже если вам кажется, что результата нет. Его ПОКА нет. Когда именно он будет виден, не знает никто. Но я гарантирую, что те, кто не сойдут с этого пути, будут гордиться собой и своим ребёнком. Успехов!
(Арасланова О.Л., детский педагог-психолог, руководитель студии развития «Дорожка к школе».)

ЧИТАТЬ ИЛИ НЕ ЧИТАТЬ – ВОТ В ЧЁМ ВОПРОС.

Должен ли ребёнок читать, идя в школу? И если должен, то на сколько хорошо?

Ответы на эти вопросы приходится искать всем родителям будущих первоклассников.

В этой статье я не буду рассказывать истории конкретных детей. Уверена, подходящие примеры есть у каждого из нас. Вся статья – констатация фактов из жизни нынешних первоклассников.

Мой опыт даёт однозначный ответ на поставленный вопрос: к моменту поступления в школу ребёнок должен уметь читать. Постараюсь аргументировать это утверждение.

Анализ школьных учебников показал, что программный материал выстроен таким образом, что не обеспечивает научение ребёнка быстрому чтению «с нуля». В нём недостаточно тренировочного текстового материала, и темп прохождения программы слишком высок для того, чтобы автоматизировать навык чтения у слабочитающего ребёнка.

Несмотря на это требования программы таковы: к концу первого полугодия 1 класса (на момент окончания букварного периода) темп чтения ребёнка должен быть 20-25 слов в минуту. Это должно быть плавное послоговое чтение без ошибок. Под ошибками понимаются пропуски, замены, искажения букв и слогов, повторы слов и слогов, неправильная постановка ударения и искажения в окончаниях слов.

Данные требования программы не случайны. Дело в том, что подбор материала по другим предметам осуществлён таким образом, что только при выполнении именно этих требований возможно полноценное восприятие учебной информации по математике, русскому языку и другим предметам. Если в начале учебного года ребёнок мог справиться с заданием по математике с минимальным навыком чтения, то в середине года это сделать уже невозможно. Опыт показывает: для того, чтобы успешно справиться с учебной нагрузкой ребёнок должен владеть как минимум плавным послоговым чтением со скоростью 30-35 слов в минуту.

На конец 1 класса темп чтения должен составлять 45 слов в минуту ( за такой результат ребёнок получит «тройку»). На «пять» нужно успеть прочитать 50-55 слов. Это должно быть плавное послоговое чтение. Короткие слова ребёнок должен читать целиком, не деля на слоги, длинные – по слогам. Чтение должно быть без ошибок, то есть без пропусков, замен, повторов букв, слогов, слов, с правильной постановкой ударения, интонационно окрашенное. Кроме того, оценивается понимание прочитанного и умение кратко пересказать содержание.

Темп чтения во 2 классе должен составлять на конец первого полугодия 55 слов в минуту, на конец года – 60 слов (по программе). Обычное требование школы – 70 слов. Критерии оценивания те же: правильность, выразительность, пониманиею. Способ чтения – целым словом с послоговым прочтением слов, имеющих больше 4-5 слогов.

Темп чтения в 3 классе на конец первого полугодия должен составлять 75 слов в минуту, на конец года – 90 слов в минуту. Критерии оценки те же. Способ чтения – целым словом.

При переходе из начальной школы в среднюю скорость чтения должна составлять 120 слов в минуту. В этом случае ребёнок будет застрахован от эмоциональных переживаний в 5 классе.

Подведём итоги. В сложившейся ситуации школьник сможет успешно учиться, если он до школы владеет как минимум послоговым чтением со скоростью 20-25 слов в минуту, с полным пониманием прочитанного. К тому же, родителям нужно помнить, что осознанность чтения зависит от уровня развития речи ребёнка, от круга его интересов и потребностей, жизненного опыта и запаса наблюдений. Именно родители должны создать такую среду и организовать такое общение с ребёнком, чтобы своевременно дать максимальный толчок его развитию.